Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А.С. Пушкин
19 октября 1811 года открылся Императорский Царскосельский лицей, в котором воспитывались Александр Пушкин и многие другие люди, прославившие Россию. Лицей был основан по указу Александра I для обучения дворянских детей. По первоначальному замыслу здесь же должны были воспитываться младшие братья императора — Николай и Михаил, — однако эти планы не осуществились.
Программа лицея ориентировалась на подготовку государственных деятелей, просвещенных чиновников высокого ранга. В учебное заведение принимали подростков — один раз в три года, — а продолжительность обучения составляла шесть лет. Воспитанники лицея изучали нравственные, исторические, физические и математические дисциплины, а также занимались изящными искусствами и практиковались в гимнастических упражнениях.
Среди выпускников лицея было много гражданских и политических деятелей, оказавших огромное влияние на историю российского государства. Например, А. П. Бакунин (губернатор и тайный советник), А. М. Горчаков (последний канцлер Российской империи), А. А. Дельвиг (поэт и издатель), А. Д. Илличевский (поэт, статский советник), Н. А. Корсаков (поэт, композитор, дипломат), М. А. Корф (директор Императорской библиотеки), С. Г. Ломоносов (тайный советник, чрезвычайный посланник и министр), Ф. Ф. Матюшкин (адмирал, сенатор, полярный исследователь) и многие-многие другие. Выше представлен лишь первый выпуск Императорского лицея. Можно только представить, сколько важных и прогрессивных деятелей подготовило это учебное учреждение.
Александр Сергеевич Пушкин, первый и самый знаменитый выпускник Александровского лицея. Именно он увековечил в своих произведениях данное учебное заведение. О своем любимом лицее Пушкин писал очень много и очень страстно. Это была его самая лучшая пора жизни – юность, безмятежность, мужская дружба. О месте обучения у поэта сохранились самые теплые вспоминания. И хотя он называет шесть лет, проведенных в обучении, “годами заточения” и “уединения”, все же он с нежностью и трепетом вспоминает “лицейский шум” и “лицейские забавы”, “святое братство” дружбы и “ясные дни”, проведенные за стенами учебного заведения.