МЕНЮ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Есть вопрос?

Год семьи

Astafev100

Календарь событий

Праздники России

kalendar

Новые поступления

3f6a83691b1bbabe3edd60f66d879643


 

Разработано совместно с jtemplate шаблоны Joomla

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в LinkedInОтправить в LivejournalОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom
Gerasimova Герасимова Анастасия, 10 кл. Подтесовская школа № 46 им. В.П.Астафьева, Енисейский район, Красноярский край.
"Малые Астафьевские чтения открыли для меня новые горизонты, смотря на других участников, поняла, что нельзя стоять на месте и зацикливаться на одном, нужно двигаться вперед, развиваться и идти к своим целям.  Я была поражена, увидев так много людей, которые почитают творчество Виктора Астафьева и Марии Семеновны Астафьевых.
Виктор Петрович Астафьев - один из великих писателей. Читая его произведения, всей душой проникаешь в текст. Переживаешь за его героев и как бы проживаешь вместе с ними их жизнь. Я считаю, что немногие произведения могут произвести такое впечатление на читателя. Я бы советовала читать его произведения детям, потому что они учат правильно жить, глубоко мыслить, обдумывать свои поступки."

Eremina

Еремина Татьяна, 10 кл. Подтесовская школа № 46 им. В.П. Астафьева, Енисейский район, Красноярский край.
"Участие в Малых Астафьевских чтениях дает мне возможность совершенствовать навыки исследовательской деятельности, продемонстрировать свои способности профессионалам, получить у них урок, а очное участие – это возможность лично познакомиться с писателями, поэтами, журналистами, с людьми, лично знавшими Виктора Петровича, ну и, конечно, познакомиться со сверстниками.
Уже много лет я хожу в школьный музей, где мы изучаем творчество Виктора Петровича Астафьева, получая уроки жизни, ведем исследовательскую деятельность, разрабатываем проекты. Впервые в Чусовом я побывала как раз во время реализации одного из этапов проекта «По астафьевским местам».  Мне очень  здесь понравилось, поэтому я с большим желанием приняла участие в  Малых Астафьевских Чтениях."
 

Kistanova

Кистанова Ирина, 8 кл. Подтесовская школа № 46 им. В.П.Астафьева, Красноярский Край.
"Наша школа носит имя Виктора Петровича Астафьева, поэтому мероприятия, посвященные писателю, для меня интересны.
Астафьевские чтения – это возможность ещё раз прикоснуться к творчеству Виктора Петровича, задуматься о жизни, убедиться, как велик и в то же время прост этот человек.
Мне нравится принимать участие в конкурсах: можно проверить себя, свои способности, а главное, узнать что-то новое о жизни и творчестве нашего земляка.
Дважды я участвовала в Астафьевских чтениях заочно. А в этом году с делегацией нашей школы я побывала в Чусовом. Приятно, что меня узнали как уже постоянную участницу чтений.
В восторге от этого мероприятия: прекрасно всё организовано, много интересных знакомств.
Спасибо всем за организацию и возможность побывать в Чусовом, о котором так много слышала!
В душе каждого человека заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов и рек. К сожалению, всё больше людей рассматривают природу как средство наживы, порой забывая, что человек является частью природы и, значит, должен оберегать её. Произведения Астафьева учат нас любить природу, изучать её тайны, быть сильными и наблюдательными. Описывая красоту природы, писатель показывает, что человек, бессмысленно уничтожающий природу, уничтожает сам себя."

Milyais

Миляйс Анастасия, 10 кл, Подтесовская школа № 46 им. ВП. Астафьева, Енисейский район, Красноярский край.
"Читая произведения Виктора Петровича Астафьева, я с каждым разом больше и больше убеждаюсь, почему миллионы людей почитают его творчество и его слово. Оно простое, самобытное, а главное русское, в каждом слове произведения, в каждой строчке чувствуется русский дух и открытая, добрая душа, та, какая была у Виктора Петровича. После прочтения  произведений Виктора Петровича мне хочется поделиться впечатлениями со всем миром, чтобы каждый гражданин нашей страны знал этого писателя, а самое главное ,чтобы у него появилось желание не только прочитать, но также поделиться  своими впечатлениями с другими.
Я первый раз участвовала очно в этом конкурсе. Мне очень понравилось, конечно, в первую очередь, благодаря участию, развиваю свой кругозор, становлюсь уверенней в себе, знакомлюсь с другими ребятами из всех уголков Красноярского края и не только."
 
Черникова Валерия, ученица 7 класса, трижды участвовала в Малых Астафьевских чтениях: в 2010 – в конкурсе чтецов, в 2011и 2012 – в конкурсе исследовательских работ.
"Участие в Астафьевских чтениях даёт мне много позитивных эмоций, радости, знаний. Много новых сведений о жизни  В.П. Астафьева,  новые знакомства с ребятами, приехавшими на чтения.
Когда я изучаю творчество В. П. Астафьева, то нахожу много полезных уроков: например, что надо всегда быть честным и смелым,  думать не только о себе, но и о других. А ещё я познаю свой язык, потому что в произведениях В.П. Астафьева много диалектных и устаревших слов, которые делают его произведения яркими и выразительными."
 

Bajin

Бажин Владик, уч.3 кл, п. Верхнее Калино, Чусовской район, Пермский край. Победитель конкурса чтецов, участник 8,9 МАЧ.
 
"Мой Астафьев.
Мне нравится в рассказах Астафьева его маленький герой, и я с удовольствием инсценирую отрывки с участием этого мальчика. Тексты я выучиваю очень быстро, поэтому мне нетрудно готовиться
Астафьевские чтения для меня – это новый мир. Я приезжаю на конкурс и слушаю, как читают другие ребята, учусь чему-то. А дома мы репетируем всей семьёй: мама, папа, я и Света."

Bajina

Бажина Света, уч. 6 кл. П Верхнее Калино, Чусовской район, Пермский край. Победитель конкурса исследовательских работ, участница 8,9 МАЧ.
"Когда я читаю  Астафьева, я ухожу вместе с героями в другое время и поражаюсь, как интересны рассказы  этого автора.
Участие в Астафьевских чтениях дало мне возможность съездить в Красноярск, на родину Астафьева. Первая работа, которую я писала называлась « Образ медведя в произведениях В.П.Астафьева». Когда я увидела  Енисей, я поразилась красоте и мощи этой реки, и мне захотелось написать работу о Енисее в творчестве писателя. Поэтому в этом году я защищала работу « Неоднозначность образа Енисея в произведениях Астафьева». И та, и другая научно-исследовательская  работа так или иначе затрагивает тему природы. Заниматься исследованием безумно интересно, особенно когда нравится автор произведений.А еще мне нравится говорить о своих исследованиях перед участниками МАЧ и перед жюри, которое  состоит сплошь из именитых писателей и известных людей Перми."

Bortnikov

Бортников Никита, ученик 10 кл, г. Губаха,Пермский край Школа №14 (НОц). Победитель конкурса чтецов прозы Астафьевых.В первую очереди, для меня, "Астафьев - это человек с чистой совестью. Он писал так, как было на самом деле. При описании войны он не стремился предать ей благородства, каких – то возвышенных чувств. Виктор Петрович описывал войну, какой она есть, ужасной, грязной, кровавой. Наверняка каждый, кто входил в мир астафьевских книг, испытывал нестерпимую боль за героев рассказа. Пожалуй, никому из современных писателей не дано с такой пронизывающей силой обжечь своего читателя болью чужой судьбы.  Астафьев четко передал нам картины, в которых переплелись и радость, и печаль. В каждой строке он остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего. Вот все это я старался передать в своем прочтении Астафьева  на конкурсе чтецов « Живое слово правды и любви».И благодарен, что участники, зрители, жюри услышали и поняли меня."
Вахитова Женя, уч. 7 кл. п. Верхнее Калино, Чусовской район, Пермский край. Победитель конкурса чтецов прозы Астафьевых, участница 8,9 МАЧ.
"В основном я читаю произведения М.С. Корякиной. Мне нравится заучивать тексты, репетировать. Выступать на сцене – это смысл моей жизни. Я не только читаю, но ещё и пою.
Благодаря успешным выступлениям на Астафьевских чтениях, мне предложили выступить в Перми и в Кунгуре на фестивалях. Вот было счастье! У меня на сцене сердце от волнения выскакивает всегда, как у той астафьевской капалухи. Я читаю с душой. А как же иначе!?"
Grudin Грудин Владислав, ученик 3 класса , МБОУ «Верхнегородковская СОШ», Чусовской р-н. Победитель конкурса чтецов 7,8,9 МАЧ.
"Для меня В.П.Астафьев – писатель, который пишет о природе, о войне, о взаимоотношениях между людьми. Герои его детских рассказов мне очень близки. Вместе с ними я могу от души посмеяться, взгрустнуть, всерьез задуматься о своих поступках. Природа, о которой в своих рассказах пишет Астафьев, для меня кажется родной и близкой.  Она  богата, красива, загадочна и помогает человеку справиться с жизненными трудностями. Но если человек злой, бессердечный, жестокий и не желает считаться с её законами, то обязательно  будет наказан. И это правильно!  Я рад, что такой замечательный писатель – мой земляк!"
 
Demyanova D Демьянова Дарья, уч. 4 кл Гимназия, г. Чусовой. Победитель конкурса чтецов 6, 7, 8,9 МАЧ и конкурса литер. творчества.
 "Я участвую в них с  1 класса. За 4 года познакомилась со многими интересными людьми, увидела много мест, связанных с жизнью Астафьева: побывала в доме, где жил Астафьев, где он написал свой первый рассказ. Слушая на конкурсе юных чтецов, узнала  новые для себя произведения Виктора Петровича. И мне на конкурсе хочется всех удивить, открыть какие-то неизвестные страницы нашего знаменитого земляка.
В.П.Астафьев – очень разный. Он может писать с юмором, весело, озорно. А может так тронуть душу – прямо до слёз. Никогда не забуду, как в прошлом году я читала отрывок из рассказа «Старая лошадь» и расплакалась в самом конце. Так жалко было и лошадь, обречённую на смерть, и солдата, вынужденного убить её и страдающего от этого. Астафьев много пережил, многое видел. Его опыт, наблюдения, мысли очень важны для нас."
Demyanova A Демьянова Анастасия, 10 кл , Гимназия, г. Чусовой. Победитель конкурсов чтецов 3,4,5,6,7,8,9 МАЧ
 "Когда я впервые приняла участие в Астафьевских чтениях, а было это 7 лет назад, участников было гораздо меньше, чем теперь. Сейчас можно услышать и ребят из других городов. У меня появилось много друзей. Например, поэт Сергей Владимирович Старков. Мы с ним познакомились именно здесь. Он всегда меня поддерживает, желает мне удачи. Можно сказать, что я выросла вместе с Астафьевскими чтениями: участвовала во всех возрастных группах, в разных конкурсах: чтецов, рисунков, литературного творчества. Эти чтения – школа для меня: школа истории, школа искренности, неравнодушия, и человечности.
В.П.Астафьев  особенно дорог нам, чусовлянам, потому, что он - самый известный писатель, живший в нашем городе. Из его произведений можно многое узнать о прошлом нашего города: как строили монумент умершим от ран на нашем кладбище, как проходила эстафета на приз газеты «Чусовской рабочий», как выглядел наш вокзал и наш город в первые послевоенные годы, какие фильмы тогда смотрели, какие песни пели, как одевались. Виктор Петрович и его жена Мария Семёновна оставили для нас бесценные воспоминания о том далёком времени. Но они многое думали и о дне сегодняшнем. Поэтому я несколько раз читала на конкурсе отрывки из публицистики Астафьева. Покинутые деревни, заброшенные кладбища, человеческое равнодушие, жестокость – обо всём болела его душа."
Jeltuhina
Желтухина Наташа, 8 кл. школа №2, г. Лысьва, Пермский край. Победитель конкурса исследовательских работ «О времени, о жизни, о себе »  (3 место).
 "На Открытых  9 Малых Астафьевских чтениях мне больше всего запомнилось то, как ребята-победители из разных городов приехали в Чусовой Пермского края.  И главное, никто не остался равнодушным к этому празднику. Все приехавшие дети, подростки выделились как-то по-своему: многие выучили прозу из произведений В.П. и М.С.Астафьевых, кто-то нарисовал иллюстрации к ним. Видео-презентации исследований и фильм ученицы Колоейцевой Серафимы – это впечатляет! Астафьевские чтения сближают единомышленников: школьников и писателей. Организаторы так удачно продумали, что мы слушали, выступали, побывали на экскурсиях, а в Литературный музей приедем из Лысьвы всем классом. Я поняла, что  Астафьев – гениальная личность, и участники будут читателями и проводниками его мысли.
Меня заинтересовал «Пермский период», самый творческий,  когда В.П. и М.С. Астафьевы жили и писали произведения в деревне Быковка. Ведь там воздух обогащен большим количеством кислорода, великолепная природа, красивая речка Быковка, наверное, больше всего давала вдохновение писать, общаться, размышлять. Мне самой  хочется побывать там, увидеть всю красоту этого места, надеюсь, мне удастся съездить в те места, где жил и писал В.П.Астафьев."
                                              
Ivanova
Иванова Надеждаг. Губаха, Пермский край, МБОУ «СОШ» № 14 (НОЦ), 9 «б» класс.
"Место творчества В. П. Астафьева в моей исследовательской деятельности
В моей жизни с самого раннего детства книга играла большую роль. От сказок я перешла к чтению художественной литературы.
Виктор Петрович Астафьев – писатель, несущий глубокий нравственный потенциал. Интересен его авторский стиль. Начиная с 5 класса, я исследовала его «Затеси». Каждый год выбирала для творческих и научных работ различные концепты. Например, концепты «Вера», «Ягода», «Жизнь», «Время» и другие.
Богатейший человеческий опыт содержит в себе концептосфера В. Астафьева, которая оказалась востребованной в наши дни. Знакомство с личностью писателя и его творчеством способствовало формированию моих духовных качеств.
Произведения В. П. Астафьева «Весёлый солдат», «Васюткино озеро» развивают во мне положительную самооценку, воспитывают чувство прекрасного.
Рассказы В. П. Астафьева раскрывают патриотизм, любовь к природе, человеку, они учат прощать. Моими любимыми произведениями стали такие произведения, как «Зорькина песня», «Ягодка», «Конь с розовой гривой», «Сильный колос».
Ежегодно я участвую в Астафьевских чтениях, которые проводятся центральной библиотекой города Чусовой. Встречаюсь с интересными людьми, узнаю для себя новую информацию, делюсь своими знаниями.
Благодаря произведениям В. Астафьева я по-другому восприняла окружающий мир, полюбила родную природу, стала добрее и терпеливее относиться к людям."
Kochergina
Кочергина Татьяна, МБОУ "Верхнегородковская СОШ" Чусовской р. Победительница конкурсов чтецов, исследовательских работ, рисунков.
"Когда я прочитала рассказ В.П. А стафьева " Ангел-хранитель", решила сшить этого удивительного щенка Шарика. Он получился у меня замечательный: большие уши, хитренькие глаза, мягкие лапы. С ним я и выступила на своих первых Малых Астафьевских чтениях в 2011 году.
Выставка рисунков,  посвящённых творчеству В.П.Астафьева, меня просто очаровала. Особенно мне понравились рисунки Юлии Салимовой. Интересно было читать и журнал "Астафьевскими метами", который ежегодно выпускается Центральной библиотекой имени А.С.Пушкина и Литературным музеем В.П.Астафьева. Его мне падарили как победителю. Составляли журнал Маслянка В.Н., Кардапольцева А.М. На обложках помещены фотографии участников чтений в виде коллажа, а сам журнал представляет  творческие и исследовательские работы учеников.Так хотелось попасть на страницы такого сборника.
   Вот почему в этом году я решила тоже попробовать свои силы в других номинациях: «Исследовательская работа», "Огоньки", «Сочинения». «Эссе».
   Огромное спасибо организаторам конкурсов  Кардапольцевой А.М., Маслянке В.Н. за возможность попробовать свои силы в таких разных конкурсах."
Kropacheva N Кропачева Надя, Гимназия, 10 кл. г. Чусовой, Пермский край. Победитель конкурса чтецов прозы Астафьевых « Живое слово правды и любви», участница 8,9 Мач
"Что для меня значат Астафьевские чтения?
Весна 2011 года положила начало новому этапу в моей жизни. Мне предложили принять участие в VIII Малых Астафьевских Чтениях,  и я с удовольствием согласилась. Об этом не жалею.
Хотелось бы рассказать о первых в своей жизни чтениях.
Подготовка к ним была долгой и основательной. Преподаватель русского языка и литературы Т. Г. Салимова помогла выбрать отрывок из автобиографического произведения «Последний поклон», который рассказывал об отношении самого В. П. Астафьева к своей бабушке Катерине Петровне. Повесть пропитана тоской и одиночеством.
Для меня эти чувства чужды. Но,  прочитав произведение, я начинаю сопереживать герою. Астафьев научил меня любить и ценить близких мне людей.
Во время конкурса чувствовалось теплое доброжелательное отношение со стороны жюри и участников. Я услышала отрывки из произведений, которые даже и не читала.
Первый раз, он и есть на то первый, чтобы волноваться. Когда я вышла на сцену, для волнения не было причин. Все внимательно выслушали меня, а затем раздались аплодисменты. Происходящее дальше я помню смутно, так как меня все еще переполняли чувства.
Произведения Виктора Петровича не только  приводят в изумление людей, но и сближают их. Я рада, что благодаря Альмире Михайловне Кардапольцевой и Владимиру Николаевичу Маслянке, которые проводят Астафьевские Чтения, объединяются в нашем любимом городе Чусовом взрослые и дети, писатели и читатели. Таким же образом и я нашла много единомышленников в нашем городе и за его пределами.
Позже я была приятно удивлена, когда летом Альмира Михайловна предложила выступить в Перми на краевои фестивале  «Книжная площадь», который прводит главная библиотека края – библиотека имени А.М.Горького. А осенью снова неожиданное событие – в рамках краевой акции « Край читает Астафьева» участие в «Литературном экспрессе», который дал нам возможность побывать в Кунгуре и Кунгурском районе. А как нас встречали люди! Бурными аплодисментами и цветами.
Столько открытий и ярких впечатлений дают Астафьевские чтения.      
Что дает изучение творчества Астафьева?
Творчество Виктора Петровича многогранно. Произведения Астафьева дают возможность познакомиться с жизнью обычных людей, увидеть ее изнутри. Для него история каждого человека значима, важна, интересна.
Основная особенность художественного реализма Астафьева – показ того, действительного мира, который окружает героя, без прикрас. Также в произведениях поднимаются нравственные опоры мира: добро, бескорыстие, сострадание, справедливость.
Астафьев как никто близок к современной России. В его произведениях есть жизненные этапы, формы испытания прочной основы мира — война и отношение к природе. В повести «Пастух и пастушка» писатель показывает войну как кромешный ад, страшный не только степенью физического страдания и нравственного потрясения, но познанием для человеческой души военного опыта.
Виктор Астафьев пишет о том, что он прекрасно знает. Его произведения по-настоящему правдивы. Он пишет об Урале, о Сибири, о природе, о людях, об их нелегком труде, об их заботах и привычках. И как хорошо, что есть такие книги, как «Последний поклон».  Вот оно, сильное Астафьевское слово правды и любви!"
Kropacheva Y
Кропачева Юлия, уч.9 кл, МБОУ "Верхнегородковская СОШ", Чусовской район, Пермский край.
"Я, наверное, старожил Астафьевских чтений. Выступаю на них с 2007года в моей любимой номинации " Художественное чтение" ежегодно. Начала я с образа маленького рыбака из рассказа "Пищуженец". Я очень старалась прочитать правильно, без ошибок, потому что в жюри тогда были известный литературовед В.Я.Курбатов, писатели из Москвы и Санкт-Петербурга, сын В.П.Астафьева Андрей Викторович.
Я очень благодарна организаторам конкурса за то, что они меня  как победителя Малых Астафьевских чтений отправили на экскурсию в с.Овсянка, на родину В.П.Астафьева. Природа Сибири, Енисей меня просто покорили. Там я познакомилась со многими ребятами. А с делегацией из с. Подтёсово Енисейского района  мы подружились. Они приезжали к нам в п. Верхнечусовские Городки.
               На сегодняшних чтениях я не только рассказывала, но и пела, потому что рассказ" Есенина поют" по-другому и не расскажешь.
 Астафьевские чтения дали мне многое: умение хорошо читать, новых друзей, путешествия, общение. Это часть моей жизни. Без них я пока себя не мыслю. Уже взяла рассказы  Виктора Петровича и с удовольствием продолжаю читать их."
Bulanova
Буланова Анна, ученица 8кл. гимназии №10, г.Красноярск. Победитель конкурса исследовательских работ. Участница 8,9 МАЧ.
"ЧТО ДАЮТ МНЕ АСТАФЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ?
Участие в чтениях оставило в моей душе неизгладимое впечатление.
Когда я узнала о том, что на Урале, в городе Чусовом,  проходят Астафьевские чтения, сразу захотела поучаствовать в них. Моя мечта сбылась! Я дважды побывала на пермской земле, прошлась по улицам, которые помнят Виктора Петровича, познакомилась с теми, кто знал писателя, побывала во всех памятных местах. На Астафьевских Чтениях послушала выступления участников – это расширило мой кругозор, я много нового узнала о Викторе Петровиче, побывала в комнате, где декабрьской ночью 1950 года  появился первый его рассказ «Сибиряк». Мне это очень важно, ведь именно исследованием военных рассказов  я занимаюсь. Мой кругозор расширяется – мой мир становится богаче.
МОЙ АСТАФЬЕВ
Читая произведения В.П.Астафьева, я не только получаю удовольствие, но и прислушиваюсь к его советам. После того как я стала читать рассказы В.П.Астафьева, заниматься исследовательской работой, у меня стала более грамотная речь, я узнала значение многих слов, терминов: тема, сюжет, инфрасюжет, тип, архетип, композиция. Это так здорово -  узнавать новое и уметь использовать его!
Я занимаюсь английским и плаванием, но никогда не думала, что литературоведение так увлекательно. У меня появился интерес к изучению русского языка и литературы. Я провожу в нашем музее сибирских писателей экскурсию о жизни и творчестве В.П. Астафьева и М.С. Корякиной. Благодаря встрече с книгами Астафьева, поездкам в Овсянку, в Чусовой, Пермь, общению со сверстниками-почитателями творчества В.П.Астафьева, встречам с писателями, знавшими его, в моей жизни что-то поменялось: всё стало позитивней, мне даже природа стала казаться краше. Я горжусь, что Виктор Петрович Астафьев – наш земляк."
Kolomeiceva Коломейцева Серафима, уч. 9 кл. школа № 13, г. Чусовой, Пермский край. Победитель  4 конкурсов: чтецов прозы Астафьевых, исследовательский работ, конкурса эссе, конкурса литературного творчество « Капля».  Участница 7, 8, 9 МАЧ
"Астафьевские чтения – это творческий конкурс, который  даёт возможность попробовать себя в творчестве и получить заряд энергии и радости. Астафьев обогащает, стимулирует двигаться вперёд, анализировать, думать и любить. Новые знания, проекты, выступления, встречи с новыми людьми на Астафьевских чтениях помогают и самому «обновиться», по-новому, с новым интересом посмотреть на мир.
Конкурс чтецов прозы Астафьевых  и конкурс творчества «Капля» - моё первое знакомство с Астафьевскими чтениями. Думаю, эти конкурсы помогают нам услышать живое слово Астафьева и попытаться сказать своё. Конкурс эссе – это дискуссия с самим собой, с прошлым, настоящим и будущим, с реальностью. Разве творчество Астафьева не тема для бурного диспута? И в моём «репертуаре» появился конкурс эссе. Мы живём в городе Астафьева, в городе «Весёлого солдата», по следам которого мы можем пройти… Только не все считают нужным, даже вспоминать о нём… А пусть вспомнят! Пусть заинтересуются! А что сейчас больше всего производит впечатление на «почтеннейший публикум» моих ровесников да и взрослых тоже? Фильм! Тема моей исследовательской работы была очевидна. В течение нескольких месяцев я работала над фильмом « По следам веселого солдата»: изучала документы, писала сценарий, снимала, монтировала…
Что же ещё готовят нам Астафьевские чтения? Астафьев? Мы сами?..
Честность и любовь к Родине – вот мой Астафьев. Боль. Правда. Ирония. Юмор! Природа, как великая Истина, радующая и карающая людей. Мне ближе всего в книгах Астафьева его философия. Глубокая, могучая, взывающая к милосердию, любви, пониманию. Очищение через приобщение к культуре, просвещение. Но что же представляет собой просвещение, настоящее только?
Астафьев – самый близкий нам пример. Как мог из сироты-беспризорника  вырасти замечательный художник слова, писатель, властитель дум? Наверное, без любви - верной и чистой любви к  Прекрасному, этого бы не произошло. Деревенского хулигана духовно преобразили красота Божьего мира, музыка, доброе слово. Просвещение – это свет, ясность в умах людей, возможность осуществления ими своей божественной природы, а не животных инстинктов…
И он рассказывает нам об этом…
В его книгах - смысл нашей жизни, превращённый в метафору, скрытое сравнение, которое мы должны открыть сами. Это и есть та внутренняя работа, которая необходима при чтении, которая лечит и объясняет, которая помогает видеть и слышать настоящее, понимать и спасать друг друга…   
Творчество Астафьева - настоящее месторождение человечности, обширное и неиссякаемое!"
Poligalov
Полыгалов Вячеслав, уч. 10 кл, МБОУ«Верхнегородковской СОШ», Чусовской район, Пермский край. Победитель конкурса чтецов, участник 5, 6,7,8,9 МАЧ
"Своё первое выступление на Малых Астафьевских Чтениях я начал с рассказов из повести «Последний поклон». Удивительные рассказы погружали меня в мир, в котором мальчик учит заботиться не только о себе, но и о других людях, об окружающем мире. Его детские мечты, тревоги были понятны и мне. Бабушка мальчика – необыкновенный «генерал» - напоминала мне моего главного в жизни человека – маму. Она тоже успевает все, учит меня и всех, оставаясь при этом доброй, честной, ответственной.
Став постарше, я уже выбирал рассказы о войне. Читая их, я понял, что война – это сложная работа в тяжелейших условиях.
Сегодня мне нравится читать «Затеси» В.П.Астафьева. Это философские размышления, которые помогают понимать жизнь во всем ее разнообразии. Неслучайно для чтения на конкурс чтецов прозы Астафьевых я выбрал затесь  «Над древнем покоем», в нем главные слова для каждого человека: «Надо ценить и любить людей, которые тебе подарили жизнь». 
Чтения помогли мне определиться в выборе моей будущей профессии. Сегодня я знаю, что она обязательно будет связана с искусством. Большую роль в этом сыграла и моя учительница литературы Дубовцева Зинаида Александровна, которая вывела меня впервые на сцену Малых Астафьевских чтений. А в этом мне посчастливилось побывать на родине писателя – в Красноярском крае."
Rojkova
Рожкова Алёна,  МБОУ «Верхнегородковская СОШ», 6 класс, Чусовской район, Пермский край. Победитель конкурса чтецов 8,9 МАЧ.
"Писателя – земляка Виктора Петровича Астафьева я узнала на уроках литературы и внеклассного чтения в пятом классе. Очень понравилась повесть «Последний поклон». Виктор Петрович  любил свою бабушку. Ей и посвящает это произведение. В прошлом году я на Астафьевские чтения писала сочинение о Катерине Петровне и о своей бабушке. Как и моя бабушка, она была строгой, но справедливой, любящей и заботливой. Она делала всё, чтобы внук вырос правильным человеком. Учила его жизни: держать слово, быть честным, терпеливым, добрым и трудолюбивым. Я много написала и о своей бабушке, которая меня любит и заботится обо мне. Я поняла, что бабушка – самый дорогой и любимый человек. И теперь к своей бабуле отношусь нежно и тепло. А научил меня этому Виктор Петрович.
Начиная с пятого класса, участвую в малых Астафьевских чтениях, в конкурсе чтецов прозы «Живое слово, правды и любви». С удовольствием слушаю, как читают другие ребята и учусь у победителей. Два года готовила отрывки из «Последнего поклона» о детстве писателя. Оба года стала дипломантом конкурса. И дальше буду читать произведения Виктора Петровича и Марии Семёновны и усваивать уроки этих двух мастеров.
Мне выпало счастье в этом году побывать на родине великого земляка в Красноярском крае, больше узнать о его жизни и творчестве. Благодарна организаторам Астафьевских чтений за оценку моего скромного вклада в развитие  Астафьевского движения."
Saburova
Сабурова Диана, уч.8 класса, п. Верхнечусовские Городки, Чусовского района, Пермского края. Победительница конкурса чтецов 6,7,8,9 МАЧ
"Мне посчастливилось впервые участвовать в конкурсе в 2009 году, когда училась в 5 классе, тогда я первый раз познакомилась с творчеством В.П.Астафьева. И все четыре года принимаю участие в этом увлекательном мероприятии – конкурсе чтецов прозы великого земляка. Сначала я читала только отрывки из детских рассказов: «Любопытной Варваре», «Легенда о стеклянной кринке», «Монах в новых штанах». Мне было интересно читать рассказы Виктора Петровича. Все выступления проходили успешно. Я всегда была дипломантом 1 степени. Благодарна организаторам Астафьевских чтений за то, что повели меня Астафьевскими тропами.
В 2011 году я получила право побывать на родине знаменитого Сибиряка, как победитель конкурса «Живое слово правды и любви». Я многое узнала из биографии писателя и еще больше полюбила его книги. Главное, я поняла, что он всегда жил просто и трудно, а когда стал знаменитым, то слава его не испортила. Как писала Людмила Луценко, русская певица : «Да с Виктором Петровичем всегда было интересно общаться. Такой великий и простой.  Да, было чему у него поучиться.»
Сейчас я понимаю, что перенесший столько потерь, страданий и кошмаров в своей жизни, он остался самим собой. Его душа такая же, светлая, чистая, добрая и любящая…
После поездки на родину писателя, я стала серьезней подходить к выбору произведений для чтения на конкурсе, больше читать книг автора, а дальше планирую участвовать в Астафьевском движении в различных номинациях: конкурсе литературного творчества «Капля», исследовательских работ, рисунков, сочинений и эссе.
Сколько еще новых открытий, имен, ярких впечатлений подарят мне Астафьевские меты!"
Chudinova
Чудинова Юля, уч. 8 кл. п. Верхнее Калино, Чусовской район, Пермский край. Победитель конкурса чтецов прозы Астафьевых, участница 7, 8,9 МАЧ. 
"Я постигаю Астафьева через восприятие его М.С. Корякиной (предпочитаю выбирать   фрагменты из её произведений).  Восторгаюсь, когда нахожу в произведениях этих авторов знакомые, чусовские, места. А эта тема – женщина и война – так явственно раскрывается у Марии Семёновны в повести «Знаки жизни»! Я как будто проживаю с героиней её жизнь!
Астафьевские чтения расширяют для меня границы мироздания. Без них я уже не представляю своей жизни.  Я обрела столько знакомых из других регионов! А чего стоит одно пребывание в Дивногорске, в Овсянке! Уже то, что я была на родине Астафьева, окрыляет меня. Ведь я стояла во дворе его дома и смотрела на скульптурное изображение писателя и Марии Семёновны. Я думала и размышляла о жизни рядом с теми вещами, которые принадлежали великому человеку!"